От личное мнение

158 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей Седой
    Как только не снесли напрочь германию- исчадие ада...? Как и чем сдержал себя советский солдат? Зря.«Перестаньте»: не...
  • Виктор Гуревич
    За то красивая.Захарова назвала ...
  • Мария Нестерова
    Я бы к уголовке привлекла родителей маленького негодяя, который обижал мальчика. А при таком раскладе маленький негод...Женщине светит «у...

Критик Александр Шпагин объяснил, почему «Летят журавли» остается вневременным кино

Критик Александр Шпагин объяснил, почему «Летят журавли» остается вневременным кино

Ровно 63 года назад на международном Каннском кинофестивале состоялся триумф советского кино. Ведь именно в этот день картина режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли» получила высокую награду, заявив новое слово не только в отечественном, но и мировом киноискусстве.

О том, почему черно-белая лента 1957 года до сих пор остается одним из лучших фильмов о войне, корреспондент ФАН узнал у российского кинокритика и киноведа Александра Шпагина.

«Это — клиповое в сегодняшних коннотациях кино, но в самом хорошем смысле слова. Там каждый кадр — это состояние, а не только потрясающая операторская работа и уникальные операторские ходы. Фильм мощным образом проникает в зрителя, потому что отражает духовное состояние героев, в первую очередь героини, которая перед нами проходит крестный путь», — говорит рецензент.

Критик Александр Шпагин объяснил, почему «Летят журавли» остается вневременным кино

Шпагин называет картину первой религиозной драмой в советском кино, ведь зритель видит, как страшные испытания войны выводят душу простого человека на более глубокий уровень, что в итоге поднимает его над собственным горем. Так, Калатозов стал первым режиссером, который ввел метафизическое религиозное сознание в советский кинематограф. После этого появится целый ряд таких картин-житий, но в 1960-х годах тенденция сойдет на нет, оставив киноделов в ступоре перед стилем.

«Когда-то давно я написал, что «Летят журавли» неслучайно взял пальмовую ветвь, потому что фильм в какой-то степени спас и международное кино. После войны кинематограф замер, он никак не мог обрести чувство пластики и энергетики, а все это было именно в фильме Калатозова и к тому же подкреплялось глубочайшей духовной основой его замысла», — рассказывает критик.

Критик Александр Шпагин объяснил, почему «Летят журавли» остается вневременным кино

Художественно совершенная картина задала по-настоящему высокую планку, преодолеть которую не удается и поныне. В этом, пожалуй, и величие отдельных произведений: заложенные в них идеи реализуются с потрясающим новаторством и мастерством.

«Каждый экспрессивный кадр отображает состояние души героини, и, естественно, это передается зрителю. Он сам впервые для самого себя проходит через этот крестный путь. Поэтому фильм затронул все слои зрителей: люди выходили абсолютно потрясенные после этой картины. Ведь они сами за счет фильма вышли на какой-то новый уровень осмысления жизни, еще не знали, какой, но чувство получили сильнейшее», — резюмирует вышесказанное Александр Шпагин.

Критик Александр Шпагин объяснил, почему «Летят журавли» остается вневременным кино

Память о Великой Отечественной войне, без сомнения, остается главным историческим мифом для нашей страны. Но, несмотря на обилие современных осмыслений событий, именно советские ленты остаются востребованными у зрителей. О том, почему после краха СССР последовал и крах военного жанра в кино, недавно писал режиссер Карен Шахназаров.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх